понедельник, 17 июля 2017 г.

Критическое мышление


 В этом блоге я решила обобщить свой опыт работы, поэтому буду записывать всё, что считаю достойным внимания преподавателя. Кое-что из того, о чём я буду писать, общеизвестно, но если мне это кажется важным, хотя бы для переосмысления, я буду это описывать. В этом сообщении я начинаю размышлять о педагогических технологиях. Конкретно сегодня - о технологии критического мышления.
 Мне вот интересно, есть ли педагоги, которые в своей практике используют образовательные технологии последовательно и регулярно? Даже я со своей любовью к порядку и методичности обнаружила, что использую некоторые элементы технологий фрагментарно, не применяя весь цикл "от и до". А ведь технология как раз рассчитана на системность. Вообще, системность, видение результата, осознание цели важны в любой деятельности, а уж в педагогической в высшей степени. Я, к примеру, хочу, чтобы мои ученики научились думать, имели собственное мнение, могли его выразить и аргументировать. Над этим я работаю регулярно и чувствую какую-то отдачу. И всё же с технологиями у меня почему-то не сложилось. Это мой недостаток, я рада, что хоть и поздно, но осознала его, а значит, буду исправлять.

 Так собственно, о технологии критического мышления. Я уже писала об обязательных курсах повышения квалификации для учителей и о том, как безобразно они порой организованы, а также о счастливых исключениях. Пройденный мною курс по технологии критического мышления на уроках истории и обществознания как раз относится к последним. Как же здорово, что преподаватель не просто любит свой предмет, но может заразить этой любовью студентов. В процессе обучения я очень загорелась всеми этими приёмами и методами обучения критическому мышлению, с интересом пыталась применить их в своей работе. Пока шло обучение, мое использование этих приёмов было довольно регулярным, но и тогда не было целостным и последовательным. Но даже и отдельные элементы воспринимались учащимися очень хорошо, а какое удовольствие для меня было видеть мгновенный эффект!
Тем не менее как-то я с технологией этой не сработалась. Не знаю, почему именно,может, потому что отвлекаясь на отдельные приёмы, упустила суть технологии. Каждый раз в конце учебного года обещая себе расписать все уроки летом, никогда этого не делала. Это, наверное, и лишнее, потому что в процессе работы всё равно вносишь корректировки. По этой же причине никогда не использую прошлогодние конспекты уроков, хоть долго их готовлю, прописываю и продумываю всё сама, чтобы было удобнее. И не использую. Меняюсь я, меняются ученики, под каждый класс мне интереснее продумывать уроки отдельно. Другое дело, что с опытом на это уходит намного меньше, чем 5 часов.
 Я уже написала целый пост, а о самой технологии ничего толком и не сказала. А что я могу добавить к тому морю информации, которая уже есть в интернете по этой теме? Могу лишь написать о своих любимых приемах. Мне нравится иногда прием "ZХУ" (знаю, хочу узнать, узнал) пятиклассники с удовольствием включается в заполнение этих списков, единственное (но это вообще моя проблема), очень увлекаются и не всегда укладываются в тайминг.
 Еще один приём, который нравится мне, но сложно даётся многим ученикам - ПОПС (позиция, объяснение, причина, следствие). Зато после 1-2 раз, когда исправляешь ошибки, самые способные дети могут выдавать очень классные ответы, а остальные очень неожиданные и оригинальные! Особенно мне понравилось, как в теме о древнерусской культуре один ученик написал о войне, разрушающей памятники искусства (в 6 классе!).
 Вообще, если вы не используете еще приёмов технологии критического мышления, то хотя бы посмотрите, что это. А если используете, напишите, какие и как вообще применяете эту технологию на своих уроках?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Agile практика 8

Сегодня очередной урок из серии ЭдуСкрам. Мы приступили к оформлению информационных стендов, собственно, что было в историях команд.